Главная страница Интернет-приёмная RUS ENG Карта сайта Версия для слабовидящих

   

 

 
 
 
 
 
 

В категории

     

 

   

Высока нота жизни.
 

Сначала мелодия звучит в нижнем регистре, потом взлетает все выше и выше, будоража воображение своей интонацией и мощью...

Создается впечатление, что это уже звучит не саксофон, а человеческий голос. Когда прозвучала последняя, самая высокая нота, наступает тищина, которую разрывает буря= аплодисментов...

Приехав на три года, он остался на все тридцать. Уезжая, заслуженный артист России Виталий Суховерхий оставляет бесценный дар - свои песни, посвященные Колыме и Магадану.

Они берут задушу искренностью, любовью к Северу. Настоящий композитор и музыкант иначе сочинять просто не может.

ПАТЕФОННАЯ ПЛАСТИНКА

...В украинском селе Межевая Днепропетровской области, где он родился, не было музыкальной школы. Чтобы добраться до районного центра и обратно, уйдет целый день. Казалось бы, шансов когда-нибудь стать музыкантом у парня просто нет.

Без элементарного знания нот двери в музыкальное училище, а уж тем более в консерваторию, наглухо закрыты. Но сельский мальчик тогда Об этом не думал. Уже с семи лет он играл на баяне популярные мелодии, звучавшие по радио.

Ему достаточно было услышать всего раз, чтобы через полчаса сыграть то же самое на баяне. Глядя на все это, мать с отцом только удивлялись - и в кого он такой музыкальный? Ни одна сельская свадьба, проводы в армию, вечеринки не обходились без него.

Со временем Виталий настолько виртуозно стал играть на баяне, что даже начал учить азам своего закадычного друга Володю Давыденко, хотя тот был на три года старше его. Они могли часами слушать на патефоне песни в исполнении Шульженко, Утесова.

Особенно Виталию нравилась мелодия «Домовой», где солировал необычный по тембру инструмент. Услышав его, он был поражен красотой звучания.

- Это кларнет, - пояснил ему друг. -Черная дудка с блестящими клапанами. Классный модный инструмент. На нем играют только большие артисты...

МЕЧТЫ СБЫВАЮТСЯ

Тоща Виталий даже в смелых мечтах не мог предположить, что спустя много лет он сам будет виртуозно играть на кларнете, да еще как... После школы сельский парень решается на отчаянный шаг - попробовать поступить в Артемовское музыкальное училище, не владея нотной грамотой.

Неслыханное дело - его допустили к экзаменам. Приемная комиссия была премного удивлена виртуозной игрой самоучки на баяне. И быть бы Виталию баянистом, если бы не его величество случай.

Как раз в это время после окончания киевской консерватории приезжает молодой преподаватель Борис Ландырь, чтобы открыть отделение кларнета. Занимаясь подбором учащихся, он обратил внимание на Виталия Суховерхого - сельского парня, который, не зная нотной грамоты, сдал все четыре экзамены на «отлично».

Услышав слово «кларнет», тот опешил, тут же вспомнив услышанную им в детстве мелодию «Домовой», где звучит этот инструмент. «Как кларнет... а вы можете на нем сыграть?» - волнуясь, спросил он учителя. Когда преподаватель завел его в класс и продемонстрировал несколько пассажей на кларнете, Виталий был окончательно сражен красотой его звука.

ПОМЕНЯЛ БАЯН НА КЛАРНЕТ

На всю группу кларнетистов из восьми человек был всего один инструмент, изготовленный на киевской фабрике. Собственно, это был не инструмент, а пародия, выполненная из эбонита. Настоящий, профессиональный кларнет изготавливался из дорогостоящего черного дерева.

Но выбора не было. Чтобы заниматься, ребята составили жесткий график. Неизвестно, что получилось бы из такой учебы, если бы не родной дядя Виталия, Алексей Егорович, который, дойдя до Берлина, вернулся с фронта с двумя баянами «Хохнер».

Один из них подарил своему брату Дмитрию Егоровичу (отцу Виталия). Тот, видя, что сыну не на чем обучаться, решил продать баян, чтобы на вырученные деньги купить кларнет. С этого момента учеба у парня пошла в гору. На своем инструменте он занимался все свободное время, оставив однокурсников далеко позади.

После училища решением государственной комиссии Виталий Суховерхий попадает в число пятипроцентников, получивших направление для поступления в киевскую консерваторию. Во время обучения на втором курсе престижного вуза, его по конкурсу принимают на работу в оркестр театра им. Леси Украинки, в котором тогда блистали такие актеры, как Олег Борисов, Ада Роговцева, Кирилл Лавров...

По окончании консерватории молодой кларнетист остается работать в театральном оркестре. Совсем скоро его принимают в оркестр украинского радио и телевидения. Следующим этапом стал украинский национальный оркестр народных инструментов, где в то время солистами были народные артисты Дмитрий Гнатюк и Анатолий Соловьяненко.

Помимо этого, он еще занялся преподавательской деятельностью, обучая студентов игре на народных инструментах в киевской консерватории. Казалось бы, чего еще нужно? Весь его талант и потенциал были полностью востребованы. Но для творческой романтической натуры этого было мало.

«ТАМ ФОЛЬКЛОРНЫЙ МАТЕРИАЛ ЛЕЖИТ НА СНЕГУ»

Поворотным моментом в его судьбе стала встреча с бывшим однокурсником Владимиром Челаком, который в те годы работал директором били-бинского Дома культуры. Приехав в Киев в отпуск, он увидел на афише своего однокашника.


Совсем скоро состоялась встреча, на которой Владимир предложил Виталию отправиться на Север. Тот не согласился - какой ему смысл бросать престижную работу? К тому же он стал пробовать свои силы как композитор.

После того как его сюита для симфонического оркестра прозвучала по центральному радио, Виталий получил первый в жизни гонорар - 300 рублей. Большие деньги по тем временам.

Через два года друзья снова встретились, и Владимир опять стал агитировать его отправиться на Север. «Поехали, - уговаривал он, - там фольклорный материал лежит прямо на снегу». И уговорил.

Молодой, но уже известный к тому времени украинский музыкант Виталий Суховерхий уезжает на Чукотку за романтикой и новыми впечатлениями. Начал работать художественным руководителем билибинского Дома культуры.

Хорошая профессиональная подготовка и желание творить дали результат. В начале восьмидесятых созданный им ансамбль украинских народных инструментов становится лауреатом первого Всесоюзного конкурса народного творчества.

Звание лауреата его коллектив завоевывал трижды - во время последующей работы В. Д. Суховерхого в Эвенске, потом Дукате. Следующим пунктом его северной одиссеи стал Магадан.

МУЗЫКАНТ И ДИРИЖЕР

В Магадане музыканта без лишних слов приняли в муниципальный оркестр духовой и эстрадной музыки. Уже через год его назначили вторым дирижером, а потом и первым. Продолжил Виталий Дмитриевич и свою преподавательскую деятельность, обучая одаренных ребят игре на кларнете в Магаданском училище искусств.

Для многих его воспитанников это стало хорошей стартовой площадкой для профессиональной карьеры. Например, Ира Холенко после окон-чания Красноярской академии искусств сегодня успешно работает в рязанском симфоническом оркестре. Александр Русаленко поступил в Тамбовский институт искусств в класс профессора московской консерватории Федотова.

Обучая игре на кларнете, преподаватель решает открыть класс саксофона. Его воспитанница Юлия Задорожная, успешно освоив этот инструмент, в этом году поступает в саратовскую консерваторию.

В составе оркестра Виталия Суховерхого выпускники Магаданского училища искусств Алексей Гроше-вик, Сергей Харитонов, которые обучались на его отделении.

МЕЛОДИЯ ИЗ... ВАННОЙ

Виталий Дмитриевич - ровесник Магадана. В октябре этого года ему исполняется 69 лет, 30 из них он отдал Крайнему Северу. Его энергии, работоспособности можно только позавидовать. Он сам горит творческими идеями и зажигает всех окружающих.

По12-14 часов подряд работает над партитурами, где нужно прописать каждую партию инструмента. Любит творить ночью, в тишине. Чтобы проверить правильность написанной партии, берет в руки баян и отправляется в... ванную. И там тихо-тихо, чтобы не разбудить супругу и соседей, проигрывает только что придуманную мелодию.

Во время интервью я спросил Виталия Дмитриевича - кому он намерен передать эстафету, кто возглавит оркестр?

- Буду рекомендовать на эту роль известного в городе музыканта и педагога А. В. Кольцова, - сказал он, - Анатолий Валентинович в свое время окончил Харьковскую консерваторию, долгое время преподавал в днепропетровском музыкальном училище, работал в симфоническом оркестре. Более достойной кандидатуры я просто не вижу.

Надо признать, что новому руководителю оркестра будет нелегко из-за нехватки музыкантов. Эта проблема коснулась и театра.

- А как же кузница кадров - Магаданское училище искусств?

- Раньше пополнение оркестра было за счет выпускников нашего училища, но сегодня этого нет и в помине. На духовом отделении остался единственный трубач. Увы, профессия музыканта стала непрестижной.

Молодые все больше хотят стать экономистами и юристами. Мой выпускник, моя надежда Родион Титуленко успешно сдавал экзамены в Московский институт военных дирижеров, но вдруг передумал и пошел учиться на бухгалтера. А какую великолепную программу он сыграл на госэкзаменах...

- Говорят, что в былые времена труд музыканта-духовика приравнивался к труду шахтера...

- Это заслуга Утесова, который добился такого изменения в трудовом законодательстве. Тогда духовику было достаточно отработать 25 лет в профессиональном коллективе, чтобы уйти на пенсию. Сегодня он уходит на заслуженный отдых на общих основаниях.

Впрочем, многие, уйдя на пенсию, продолжают работать. Чего греха таить - ставка у музыканта едва обеспечивает прожиточный минимум. А если у кого семья, дети... С такой зарплатой не проживешь. А надо еще одеться, обуться, оплатить коммунальные платежи.

- Не жалеете, что 30 лет назад, бросив престижную работу, отправились на Север? Оправдались ли ваши надежды, добились ли вы того, чего хотели?

- Здесь мне удалось раскрыть весь свой творческий потенциал. А это, поверьте, дорогого стоит. Я написал много песен, которые по достоинству оценил слушатель. Так что в этом смысле судьба отнеслась ко мне весьма благосклонно.

Пользуясь случаем, хочу выразить огромную благодарность народным артистам России Владимиру Барляеву, Алле Девятериковой, которые были первыми исполнителями моих новых песен.

Наш коллектив всегда чувствовал поддержку со стороны заместителя губернатора Н. Б. Карпенко с тех времен, когда он был еще мэром, а также нынешнего руководителя города В. П. Печеного, начальника отдела культуры мэрии города Магадана Л. А. Горлачевой и других. Они всегда поддерживали меня и наш оркестр.

Уезжая, Виталий Суховерхий оставляет магаданцам свое творческое наследие. Это гимн Магадану, «Магаданский марш», «Сюита», песни на слова его супруги Людмилы Ивановны Голубчиковой «Околица России», «С песней расставаться не спеши», «Нам жизнь не предвещала осени», «Музыка земли», «У мосточка повстречались».

Более сорока партитур написал композитор для магаданского Русского оркестра народных инструментов, более 150 партитур с самыми разнообразными произведениями - для своего оркестра. Так что, когда артист уедет, на магаданской сцене, улицах города будут звучать его произведения, посвященные Северу, Магадану и Колыме.

- С Виталием Дмитриевичем я знаком более 15 лет, - рассказал руководитель муниципального оркестра русских народных инструментов «Метелица» Александр Иванович Хухлаев. - Знаю его в первую очередь как блестящего музыканта, который виртуозно владеет кларнетом и саксофоном.

Возглавив оркестр, он стал исполнять не только хорошо всем известные марши, поэмы, увертюры, но и произведения местных композиторов. Мы тоже не оставались в стороне. Мой оркестр «Метелица» исполнял произведения, написанные Виталием Дмитриевичем.

Украшением репертуара стала его обработка русской народной песни «Коробейники» для баяна с ансамблем. Ни один из городских праздников не обходился без муниципального оркестра духовой и эстрадной музыки.

Он играет не только на сцене, но и на улицах и перекрестках областного центра. В этой ситуации радует только одно - уезжая, Виталий Дмитриевич оставляет нам свои песни, аранжировки, партитуры. Для магаданских музыкантов это бесценный дар.

- Это музыкант с большой буквы, - считает представитель Союза композиторов в Магадане Александр Нагаев, -хороший дирижер, который достойно руководил своим оркестром. Много писал инструментовок, сам сочинял произведения.

Его песни исполняют народный артист России Владимир Барляев, заслуженная артистка России Тамара Федорова, ольский ансамбль «Лель». Много аранжировок он написал для Русского оркестра, которым руководит лауреат международных конкурсов Константин Есипов, а также народной артистки СССР Елены Образцовой, теноров XXI века, которые выступали на гастролях в нашем городе.

Жаль, конечно, что уезжает настоящий профессионал. Увы, с каждым годом в Магадане все меньше и меньше остается музыкантов.

- От Виталия Дмитриевича я никогда не слышал слова «нет», - сказал и. о. директора МЦК В. А. Коноплев. -«Конечно, сделаем», - неизменно отвечал он мне. Концерты с его участием всегда проходили на высоком уровне. Хочу от всей души пожелать ему удачи на новом месте и чтобы творчество никогда не покидало его.

...Мелодия взлетает все выше и выше. Неистовый саксофон хрипит, стонет, будоражит воображение. В этот момент появляется только одно желание, чтобы блюз звучал бесконечно долго. Блюз Виталия Суховерхого.

Виталий Холоимов.
Магаданская правда

версия для печати Рубрика сайта: Город в зеркале СМИ

 

 

 
 
Новости, материалы, информация
 
Календарь материалов
 

«    Апрель 2021    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930 
 
 
Последние новости

22.07.2019

Пенсии по-новому

 

22.07.2019

Их именами названы улицы Магадана: Иван Скуридин и Владимир Солдатенко

 

22.07.2019

Установка детского игрового комплекса, покраска ограждений, влажная уборка и ремонт грунтовых дорог

 

22.07.2019

Индивидуальных авторов, фотожурналистов и блогеров приглашают принять участие в творческом конкурсе Минсельхоза «Моя земля – Россия 2019»

 

22.07.2019

До 18.00 ограничены сегодня для движения Марчеканское шоссе, улицы Марчеканская, Кольцевая, Марчеканский переулок

 
 

Популярные новости недели

  Мэрия информирует   Интернет приемная
 

19.07.2019

Постановление мэрии города Магадана от 18.07.2019 № 2100 «О проведении ремонтных работ для подготовки тепломеханического оборудования и магистральных трубопроводов «Магаданская ТЭЦ» к отопительному периоду 2019-2020 годов»

 

19.07.2019

ПОЛОЖЕНИЕ о проведении открытого городского фестиваля «Воздух»

 

18.07.2019

Внимание! Информация для пользователей земельными участками на территории муниципального образования «Город Магадан»

 

18.07.2019

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГЕКТАР на территории муниципального образования «Город Магадан»

 

18.07.2019

Департамент САТЭК мэрии города Магадана информирует граждан о наличии и возможном предоставлении земельных участков

 
 
С помощью Интернет-приемной вы можете задать любой интересующий вас вопрос мэру города, его заместителям и руководителям структурных подразделений и получить на него ответ.

Обращения, направленные в электронном виде через официальный сайт мэрии города Магадана, поступают в сектор по работе с обращениями граждан и в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" регистрируются в трехдневный срок
 

 

 

 

 

© Мэрия города Магадана 2019 г.

Адрес: 685000. Россия, г.Магадан. ул.Горького, 1.
Телефон:. Единая дежурная диспетчерская служба: (4132) 62-5046, сектор по работе с обращениями граждан: (4132) 62-71-54.

meria@magadangorod.ru

При полном или частичном использовании материалов,  ссылка на официальный интернет-сайт мэрии г.Магадана обязательна

 
О ГОРОДЕ

Общие сведения

История

Городская символика

Устав города

Почетные граждане

Экономика города

 
 
 
 
ГОРОДСКАЯ ВЛАСТЬ

Мэр города

Заместители мэра

Департаменты и управления

Комиссии и советы

Администрации районов города

План работы

О персональных данных