Главная страница Интернет-приёмная RUS ENG Карта сайта Версия для слабовидящих

   

 

 
 
 
 
 
 

В категории

     

 

   

Образовательная среда северного города
 

О ее проблемах и перспективах размышляет ректор СВГУ Анатолий ШИРОКОВ
Развитие системы образования на Российском Севере и в обозримой исторической ретроспективе, и в наши дни определялось и определяется несколькими важнейшими факторами. В качестве первого из них укажем на особенности государственной политики на северных территориях, различавшейся в разные исторические периоды. Вторым фактором в данном случае является специфика формирования рынка труда в регионах Севера. И, наконец, как на третий фактор укажем на теснейшую связь процессов формирования и функционирования образовательных систем на Севере с процессами урбанизации.
В период интенсивной колонизации Севера 1930 – 1950-х гг., когда государство форсированно изымало природные ископаемые, потребности в трудовых ресурсах удовлетворялись за счет жестко канализированных «поставок» рабочей силы в виде заключенных или специально отбираемых договорников. В такой ситуации города на Севере с неизбежностью превращались в «снабженческо – перевалочные» пункты, административными методами распределявшие по территории поступавшие человеческие и материальные ресурсы. Развитие системы образования имело или политико-демонстративный характер (образование коренных народов Севера), или сугубо утилитарный – для подготовки на месте рабочих низового звена (обучение забойщиков, трактористов и т.п.). Неизбежным следствием такой политики в первой половине 1950-х гг. стал массовый исход производительного населения с Севера в центральные районы страны.

В постсталинский период потребность в устойчивых поставках минеральных ресурсов для государственных нужд заставила правительство формировать социальную инфраструктуру северных территорий для закрепления здесь населения. Поэтому 1960 – 1980-е гг. стали периодом интенсивного развития северных городов, в чем одну из важнейших ролей сыграли открывавшиеся на Севере школы, средне-специальные и высшие учебные заведения. Именно поэтому северные города стали в этот период культурными и образовательными центрами территорий Российского Севера.

Либеральные социально-экономические реформы 1990-х гг. коренным образом изменили положение северных регионов. Их моноотраслевые хозяйственные системы вошли в полосу жесточайшего кризиса. Инфляционные процессы сделали ничтожными так называемые «северные льготы», было отменено государственное распределение молодых специалистов, ушли в прошлое «комсомольские призывы». Вновь началось и во многом сейчас продолжается бегство населения в более комфортные районы проживания. Заметим особо, что в числе уезжающих присутствуют и наиболее квалифицированные кадры, и молодежь, уже не связывающая свои жизненные перспективы с Севером. Сказанное в значительной мере отразилось на северных городских поселениях, где проживает подавляющая часть населения российского Севера. В качестве одной из причин этого положения уверенно можно называть значительное снижение уровня материально – технического и кадрового обеспечения образовательных систем северных территорий, вызванного в целом скороспелым и поспешным стремлением реформировать экономику страны на либеральных принципах.

И, тем не менее, мы можем констатировать, что в последние годы, пусть и трудно, но социально-экономическая ситуация на Севере стабилизируется. Но сегодня вполне очевидно, что Россия вновь должна «идти на Север». Переживший уже две волны колонизации Север нуждается в новой разумной и сбалансированной государственной колонизационной политике. Важнейшей ее задачей с необходимостью должно являться формирование на Севере комфортной социальной среды.
Последнее наше замечание требует учета нескольких условий.

Первое. В современных условиях важнейшее значение приобретают факторы геополитического влияния, связанные в частности с обладанием невозобновляемыми видами ресурсов, которыми так богат Север. Недавние события, связанные с российской полярной экспедицией «Арктика – 2007» под руководством А. Н. Чилингарова, являются весомым тому доказательством.
Второе. Укрепление позиций России в циркумполярной зоне делает актуальным создание здесь отвечающей современным требованиям производственной инфраструктуры, ориентированной не только на добычу, но и на переработку сырья.
Третье. Сказанное делает важным формирование устойчивой структуры оседлых, укорененных трудовых ресурсов в северных регионах.
И, наконец, четвертое. Учитывая «очаговый» характер размещения населения на Севере, мы должны сегодня говорить о северных городских поселениях как о центрах складывания здесь социальной инфраструктуры. Именно уровень ее развития становится в нашем случае непреходящим фактором не только стабилизации, но и необходимого роста количества и качества трудоспособного населения.

Вполне очевидно, что в таких условиях образовательные системы северных территорий должны стать объектом пристального внимания всех уровней власти. С одной стороны, это диктуется тем, что помимо добывания и транслирования знания, образование играет роль фактора социальной стабильности в северных регионах. С другой, - нельзя не учитывать, что оно позволяет решать задачи подготовки кадров, уже адаптированных к жизни в северных условиях. И, одновременно, надо признать, что многие именно образовательные учреждения являются на Севере не только градо -, но и регионообразующими.

Определяя сегодня векторы развития образовательных систем, которые неотделимы на Севере от процессов урбанизации, мы должны принимать во внимание существующие проблемы, которые требуют внимания. В качестве примера приведем результаты продолжающегося уже несколько лет эксперимента по введению единого государственного экзамена. Они демонстрируют неравномерность состояния и качества образования в масштабе страны и по отдельным регионам. Сравнение результатов ЕГЭ в ЦРС и в северных субъектах Российской Федерации говорит, к сожалению, не в пользу последних. Поэтому мы вынуждены еще раз указать здесь на снизившийся уровень материально-технического и кадрового обеспечения образовательных систем северных территорий.
При этом «Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 гг.», утвержденная Правительством России 23 декабря 2005 г. и содержащая Перечень строек и объектов для образовательных учреждений, подлежащих финансированию за счет федерального бюджета, основное место уделяет Москве, Санкт - Петербургу, некоторым региональным центрам ЦРС, а также Красноярску, Иркутску и Владивостоку. В целом из 174-х объектов, строительство и реконструкция которых финансируется «Программой», для северных городов предназначено лишь пять. Поэтому мы с сожалением вынуждены констатировать, что инвестиции в строительство образовательных учреждений в северных городах пока не признаны имеющими государственное значение.
Эта ситуация несколько смягчается сегодня эффектом приоритетного национального проекта «Образование», но проблема в целом остается. Думается, что в современных условиях возможно и необходимо влияние объединений граждан, общественных организаций, научных и учебных учреждений, различных союзов и ассоциаций на процесс формирования государственной «северной» концепции. В этом контексте практический опыт участников недавней конференции МАГ, а также, например, союза городов Заполярья и Крайнего Севера, знание текущих проблем городских поселений безусловно актуальны.

Скажем прямо: речь идет о лоббировании интересов Севера в целом и образования на Севере в частности, ибо в рамках северной концепции образовательная политика должна получить свое заслуженное место. Поэтому, прежде всего, необходимо нормативно-правовое оформление российской государственной северной доктрины. И хотелось бы выразить всемерную поддержку прозвучавшему в выступлении на конференции МАГ мэра г. Магадана В. П. Печеного тезису об ускорении принятия пакета северного законодательства.

В северных городах необходим переход к образовательному менеджменту и резкому повышению качества образования как услуги. Здесь, с нашей точки зрения, необходима гибкая стратегия, поддерживаемая возможностями бюджетов всех уровней.
Ведь стабильность социальной ситуации и формирование адекватных реальным потребностям региональных рынков труда на Севере находится в сфере интересов и федерального центра, и северных субъектов РФ и, безусловно, северных муниципалитетов. На нашей территории и администрация области, и мэрия г. Магадана, и многие муниципальные образования являются надежными партнерами СВГУ в деле подготовки кадров для экономики и социальной сферы региона. Но хотелось бы отметить и активизацию бизнес-структур в этом направлении. Реализуемые соглашения университета с «Рудником им. Матросова», ОАО «Магаданэнерго» являются ярким примером столь необходимого сегодня сотрудничества.

Важным условием при такой постановке вопроса становится создание общественно-государственных органов контроля качества образования – общественных и попечительских советов при учебных учреждениях. Взаимодействие образовательных учреждений с такими органами позволит четко определять приоритетные направления и специализации профессиональной подготовки, наиболее востребованные экономиками городов и регионов сегодня и в расчете хотя бы на среднесрочную перспективу.

В каждом городе необходимо поддерживать ведущий вуз (университет). Не только сохранять его статус как образовательного центра города и региона, уже обладающего преподавательскими кадрами и собственной материально-технической и учебно-методической базой, но и содействовать его укреплению и развитию. Одним из направлений такой деятельности может стать формирование в региональных административных центрах на Севере университетских комплексов, предоставляющих возможности осуществления сквозного образования. С другой стороны, университетский комплекс на Севере – это организационная форма, позволяющая концентрировать ограниченные материально-технические и кадровые ресурсы на решении актуальных для северных территорий и городов проблем подготовки специалистов.

Желательно шире использовать кредитование и жилищные субсидии для работников сферы образования. Это способствует не только удержанию научно-педагогических кадров на территории, но и рекрутированию необходимых специалистов из других регионов. Опыт Магаданской областной больницы по привлечению молодых выпускников медицинских вузов в этом случае более чем показателен. Важно отметить здесь и то, что практически все сферы экономики, в частности Магаданской области, остро нуждаются в омоложении кадрового состава.

Еще одним направлением развития городской образовательной среды на Севере должно стать более серьезное участие муниципалитетов в регулировании деятельности филиалов вузов из ЦРС. К сожалению, филиалы не готовят необходимых городу и региону специалистов: работников ЖКХ, энергетиков, горняков, геологов, учителей и т.д. Подготовка выпускников экономического и юридического профиля не только усиливает диспропорции на региональном рынке труда, но и способствует значительному оттоку финансовых средств из города и региона. Вполне необходимой в описанной ситуации, как представляется, становится трансформация филиалов вузов из ЦРС в автономные учреждения.

Естественно, что в коротком выступлении сложно дать развернутый анализ проблем городской образовательной среды. Но, подводя его итоги, отмечу самое важное. Проблема «Человек на Севере», думается, может быть сформулирована как «Горожанин на Севере». Поэтому сложные проблемы развития северных городов должны, по нашему убеждению, рассматриваться как проблемы гуманитарные в самом широком смысле этого слова. Северный город (городское поселение), как и любой другой, должен стать опорой комфортной и стабильной социальной среды, отвечающей потребностям его жителей. Системы образования в этом контексте не могут находиться на периферии государственной северной политики. И в формировании адекватного реалиям взгляда на городскую образовательную среду голос северных городов России должен, по нашему мнению, звучать громко и настойчиво.

версия для печати Рубрика сайта: Город в зеркале СМИ

 

 

 
 
Новости, материалы, информация
 
Календарь материалов
 

«    Апрель 2021    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930 
 
 
Последние новости

22.07.2019

Пенсии по-новому

 

22.07.2019

Их именами названы улицы Магадана: Иван Скуридин и Владимир Солдатенко

 

22.07.2019

Установка детского игрового комплекса, покраска ограждений, влажная уборка и ремонт грунтовых дорог

 

22.07.2019

Индивидуальных авторов, фотожурналистов и блогеров приглашают принять участие в творческом конкурсе Минсельхоза «Моя земля – Россия 2019»

 

22.07.2019

До 18.00 ограничены сегодня для движения Марчеканское шоссе, улицы Марчеканская, Кольцевая, Марчеканский переулок

 
 

Популярные новости недели

  Мэрия информирует   Интернет приемная
 

19.07.2019

Постановление мэрии города Магадана от 18.07.2019 № 2100 «О проведении ремонтных работ для подготовки тепломеханического оборудования и магистральных трубопроводов «Магаданская ТЭЦ» к отопительному периоду 2019-2020 годов»

 

19.07.2019

ПОЛОЖЕНИЕ о проведении открытого городского фестиваля «Воздух»

 

18.07.2019

Внимание! Информация для пользователей земельными участками на территории муниципального образования «Город Магадан»

 

18.07.2019

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГЕКТАР на территории муниципального образования «Город Магадан»

 

18.07.2019

Департамент САТЭК мэрии города Магадана информирует граждан о наличии и возможном предоставлении земельных участков

 
 
С помощью Интернет-приемной вы можете задать любой интересующий вас вопрос мэру города, его заместителям и руководителям структурных подразделений и получить на него ответ.

Обращения, направленные в электронном виде через официальный сайт мэрии города Магадана, поступают в сектор по работе с обращениями граждан и в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" регистрируются в трехдневный срок
 

 

 

 

 

© Мэрия города Магадана 2019 г.

Адрес: 685000. Россия, г.Магадан. ул.Горького, 1.
Телефон:. Единая дежурная диспетчерская служба: (4132) 62-5046, сектор по работе с обращениями граждан: (4132) 62-71-54.

meria@magadangorod.ru

При полном или частичном использовании материалов,  ссылка на официальный интернет-сайт мэрии г.Магадана обязательна

 
О ГОРОДЕ

Общие сведения

История

Городская символика

Устав города

Почетные граждане

Экономика города

 
 
 
 
ГОРОДСКАЯ ВЛАСТЬ

Мэр города

Заместители мэра

Департаменты и управления

Комиссии и советы

Администрации районов города

План работы

О персональных данных