Главная страница Интернет-приёмная RUS ENG Карта сайта Версия для слабовидящих

   

 

 
 
 
 
 
 

В категории

     

 

   

Стратегия города. Магадан: 2007-2020
 

На общественных слушаниях, которые прошли на днях в Магадане, основной темой стал проект Стратегического плана (Концепция стратегического развития) города Магадана на период до 2020 года. Ее представил директор Центра экономики Севера и Арктики, доктор географических наук, профессор, разработчик Концепции стратегического развития областного центра Александр Николаевич Пилясов:

– Мне хотелось бы остановиться на акцентах, приоритетах развития города, которые в опубликованном варианте получили недостаточное освещение. И теперь эти акценты важно обозначить.

Здесь два акцента. Речь идет о политике, т.е. Владимир Петрович правильно сказал, и хотелось бы поддержать его акцент. Мы имеем здесь как бы абрез развития города до 2020 года, конкретизация этих приоритетов будет происходить, конечно, в среднесрочных, краткосрочных программах и планах, которые будут обсчитаны и будут иметь финансовые и организационные механизмы реализации.
Второй акцент, что мы не собесом занимаемся, здесь укрепление и получение реальных доходов на основе развития городской и областной экономики, т.е. на материальном субстрате развития экономики. Как же конкретизируется эта цель в конкретных задачах?
Эти задачи можно назвать дорожной картой для города на долгосрочную перспективу (12 лет).

Я не буду перечислять все задачи, отмечу, что акцент делается на все новое, новые технологии, новые механизмы жилищной политики …. Т.е. гипотеза, которая была заложена нами в работе над этим документом, что в предстоящий 12-летний период будет периодом трансформации городской экономики. Из экономики индустриальной, черты которой сохраняются до сих пор, мы перейдем в экономику новую (сервисную, информационную, постиндустриальную). Это будет новая экономика, ее черты рождаются и будут усиливаться в этот прогнозный период. Вот это наша гипотеза и она конкретизируется в приоритетных направлениях и задачах, которые ставятся по конкретным направлениям развития городской экономики.

Но прежде чем перейти к изложению перспектив города, изложенных в стратегическом плане, мне хотелось бы задать вопрос, очень полезный и важный. Почему сложилось так, причем не только в Магадане за 90-е годы, что северные региональные столицы оказались успешнее ресурсных, крупных городских центров. Почему Магадан оказался сильнее и успешнее Сусумана, Мурманск оказался успешнее Кировска, Ханты-Мансийск успешнее Сургута, Анадырь успешнее Билибина и Певека? Это было общей закономерностью для северной территории России. Почему так произошло? Зададим себе этот вопрос, он поможет нам для того, чтобы обозначить приоритеты и конкурентные преимущества города в прогнозный период.

Значит, что-то было в конце 80-х годов, накануне перестройки в городской экономике, в Магадане скрытым сокровищем. Которое в 90-е годы вдруг проявилось как сила, как конкурентное преимущество. Наверное, это скрытое сокровище состояло в том, что в Магадане очень сильный, научно-образовательный комплекс, который в новых условиях стал его конкурентным преимуществом, который не имели Сусуман, Билибино, Сургут, Кировск и др. В индустриальную эру преимущество лежит рядом с ресурсами. В новую эру ресурсы не являются преимуществом для близкого проживания. Люди выбирают квалифицированные, амбициозные кадры, выбирают для жизни города, которые имеют сервис, в которых есть научно-образовательный комплекс. А к ресурсным месторождениям они могут мигрировать вахтовым способом. Значит, меняются принципы размещения, прежде всего квалифицированных кадров, можно сказать, трудовых ресурсов. И именно по этому все эти северные и региональные столицы выиграли в состязании с крупными ресурсными центрами. Магадан выиграл в сравнении с Сусуманом.

Но теперь давайте определимся, а в чем состоит новая модель города, которую мы предлагаем в стратегическом плане. И что вообще нового мы вносим этим документом. Несколько черт, о которых мы говорили в феврале, хотелось бы их акцентировать. Это возвышение роли внутренних факторов развития. Если в индустриальную эру мы как-то надеялись на внешние факторы развития. То сейчас все больше на то, что у нас будет мощный миграционный прирост, на то, что у нас будут мощные капитальные вложения. Сегодня акцент все в большей степени и Президент, и Правительство ставят на раскрепощение внутренних факторов, связанных с человеческим капиталом, с креативностью жителей, с инновационными процессами. Вторая черта, это мобильность. Мобильность активов, мобильность жителей, можно даже сказать, что от стационарного городского пространства, мы переходим к пространству потоков, в которых постоянно совершенствуются люди, в которых есть модульные активы в отличие от индустриальных вмороженных на века.

Следующая черта, это город становится легче. А индустриальные центры вытесняются на периферию. Эта закономерность всех европейских городов, скандинавского севера. Эту же закономерность мы наблюдаем и в Магадане.

Еще одна закономерность, вырастание ценности нематериальных активов, знаний, информации и культуры. И надо сказать, что капитализация города в значительной степени все в возрастающей степени зависит не только от осязаемых, но и эфемерных очень значимых активов атмосфер культуры, научного потенциала и т.д. Это факторы глобализации. И мы уже сталкиваемся на магаданском рынке труда с притоком эмигрантов из СНГ, Китая. Это разрастание досугового комплекса, вот говорят, у нас тут одно казино да солярии. Так, оказывается, это глобальная закономерность современных городов. В которых в большей степени возникают досуговые комплексы, которые формируют новые рабочие места, предоставляют все более дифференцированные услуги для горожан.

Для того, чтобы понять место города в новой экономике, мы должны увязывать его развитие с развитием области. И здесь мы наблюдаем четко обозначившуюся тенденцию, которая в прогнозный период будет усиливаться. Эта новая линия разлома между городом и трассой. Можно назвать это новым контрактом города и трассы. За городом преимущественно сервис, в том числе промышленный, социальный. За трассой - производство. Мы знаем, доминирующее производство горной промышленности. Для Магадана сервис источник жизнеспособности, а для трассы, наоборот, отсутствие градообразующих промышленных предприятий и только сервис – это симптомы нежизнеспособности. Вот как случилось. Магадан набирает конкурентные преимущества на сервисе, трасса же, наоборот, теряет. Город возвышается и на предоставлении наукоемких услуг, а рутинные услуги сохраняются в поселках трассы. Поэтому полный спектр услуг и квалифицированные кадры, которые могут их оказывать помимо нашей воли, в усиливающей степени концентрируются в Магадане.

Можно сказать, если раньше город передавал трассе административные команды, то теперь он отдает трассе опыт, услуги, знания, квалификацию. Еще один момент, который не получил развитие в опубликованной версии. Это укрепление городской полицентричности. Я не хочу пугать вас новыми терминами, давайте говорить просто. Если в ленинское время «почта-телеграф-телефон» и город ваш, то сегодня ситуация намного сложнее. Город возникает все в большей степени, как сеть микрорайонов, жизнеспособных, устойчивых и достаточно крепких экономически. И вот роль этого центрального места города, как «почта-телеграф-телефон», мэрии – командного пункта, верховного центра неизбежно снижается. И возникает партнерская сеть микрорайонов. В которой мэрия, руководство города играют роль координатора, но не единственного начальника. Вот в этом состоит суть полицентричности.

А если еще проще, то давайте вспомним наших детей, которые играют в конструктор «лего». Они из разных модулей собирают каждый раз новые конфигурации, в этом конструкторе нет начальника, все модули равноправные. Так вот из таких равноправных модулей-микрорайонов собирается город. В этом состоит суть полицентричности, которая внедряется в северных городах. Этому очень способствует мобильность и автомобильность, разрастание микрорайонов, возможность переезжать из одного в другой, минуя центр, это конечно очень способствует полицентричности.

Следующий момент, это регенерация или можно говорить реструктуризация городской экономики как триединая задача. Предприятия индустриальные, коммунальные сети, жилой фонд городские старопромышленные зоны. Это не только о предприятиях, это о промзонах, о жилищно-коммунальном хозяйстве это задача преодоления тех индустриальных активов, которые нуждаются в модернизации. И мне хотелось бы избежать ваших упреков, в плане возвышенной теоретичности документа. И поэтому хотелось бы именно этот момент конкретизировать в позиции тактики, а не стратегии.

Коммунальные сети или ветхое жилье? Что первично яйцо или курица – вопросы тактики. Давайте вспомним известные вам факты. Эти факты говорят ЖКХ - 41% городского бюджета, подушевые расходы магаданского ЖКХ в несколько раз выше расходов других городов. Большой износ сетей, доля ветхого жилья самая высокая среди региональных центров. В ветхом жилье проживает 4% населения города. В городе действует городская программа расселения из ветхого жилья. Но жилье требуется не только самим горожанам, но и жителям поселков трассы, которые становятся неперспективными. Им тоже нужно не ветхое, а комфортное жилье. Поэтому проблема ветхого жилья, это не совсем городская, это областная проблема.

И вот здесь возникает вопрос. Мы с вами перечислили хорошо известные вам факты. Теперь давайте думать каковы же вопросы тактики. Как решить ключевую для города проблему.

Проблема ветхого жилья – как совместная области, города и федерального центра. В этом состоит идеология. Я хочу привести пример, как федеральный чиновник с небольшим стажем, но будет для нас поучительно. Я был свидетелем того, как президент Шаймиев придумал 1000-летие Казани, для того чтобы решить проблему ветхого жилья. Губернатор Тулеев решал проблему ветхого жилья в шахтерских городах и поселках, беря за горло Федеральное Правительство и входя своими проектами в Федеральную целевую программу. Это говорит о том, что эта проблема признается федеральным центром и финансируется. Но конечно, для этого она должна быть подана. Тактика действий может быть следующей. Мы не имеем никаких шансов получить федеральное финансирование на модернизацию коммунальных сетей. Как автор программы сокращения различий, доложу вам, что она предназначена исключительно для регионов европейских. И Дальний Восток по ней также не имеет возможности получить финансирование. Регионы Дальнего Востока отсылаются в программу ДВ. В Федеральной программе ДВ – огромная конкуренция. Получить через нее финансирование Магадану очень трудно. Остается такая схема. Проблема ветхого жилья поднимается Магаданом до федерального уровня, как приоритетная. Признается центром и финансируется. А бюджеты области и города используются для модернизации коммунальных сетей. И вот таким образом, привлекая различные источники, мы вырабатываем тактику шагов, которая позволяет приблизиться к решению ключевой долгосрочной проблемы.

Следующий ход. От монопольного управления к коллективному правлению.

Это идеология многих городских руководителей северных городов. По-английски это звучит очень изящно - for gaverment to gaverment, т.е. от монопольного управления к коллективному правлению.

Речь здесь сегодня идет о том, что управление городом все в большей степени становится не только делом мэрии, но и результатом партнерских отношений всего городского сообщества. И к этому нас подталкивают следующие факты. Доля занятых в организациях муниципальной формы собственности снижается, муниципальная власть может воздействовать только на ограниченную часть вопросов городского хозяйства. Это означает, что слова – советы, комитеты, комиссии, частные и государственные партнерства, это уже не просто слова, это необходимость. Это коллективное управление городом, которое становится идеологией. И она должна пронизывать все направления деятельности в рамках тех приоритетов, которые мы обозначаем в стратегическом плане. Это потенциал некоммерческих общественных организаций социальной защиты, это координация субъектов, вовлеченных в процессы развития малого бизнеса, это партнерство и волонтерскими организациями и т.д. И это неизбежно для будущего развития города.

Магадан постепенно превращается в студенческий город. Статистика такова, что 10% населения города являются студентами (около 10 тыс. человек). Происходит реальная консолидация этой части населения, которая требует особого подхода, особой заботы на рынке жилья и т.д. Об этом уже говорили, об этом написано в плане. Хотелось бы новый акцент сделать. Это проблема социального укоренения университета. Отличие университетов российских от западных в том, что они всегда недостаточно укоренены в почву. Здесь не готовили горняков, маркшейдеров, шахтеров. Эти специальности получались на материке. В европейских странах опыт был другой. Университеты превращались в градообразующие предприятия и несли всю полноту ответственности за квалифицированные кадры, востребованные на рынке труда. Значит, социальное укоренение университета означает разворот на нужды городской и региональной экономики.
С легкой руки А. Н. Илларионова все мыслят категориями удвоения ВВП, и конечно для Магадана к 2020 году мы тоже должны предложить показатели, которые будут вескими, запоминаемыми, узнаваемыми. Это 100%-ая очитка сточных вод в Охотское море и реку Магаданку к 2020 году; это 100% обучающихся в первую смену; это 100% образовательных учреждений имеют широкополосный доступ в Интернет; это две трети занятых в малом бизнесе, сегодня у нас треть или около того; меньше 4% доли ветхого жилья сегодня около 10%.
В работе описаны два сценария, они описаны подробно. Я хочу сказать, что эти сценарии целиком завязаны на областные проекты. В области есть «Наталка», Среднеканская ГЭС, развивается проект по строительству железной дороги к 2020 году, значит, идет оптимистичный, инвестиционно-емкий вариант развития. Нет этих суперпроектов, значит, развитие происходит скромнее.
Но и завершая, мне хотелось бы сказать, что реализация направлений стратегического плана требует принятия определенных нормативно-правовых актов и финансового обеспечения. Хочу остановиться на принятии нормативно-правовых актов, сделаю такую ремарку. Мы привыкли в 90-е годы к нормам на спад, на уменьшение, на кризис. Теперь нам нужно делать нормы на вырост. Это другая идеология, другая философия.

Хотя ответственность за все, что сказано, лежит полностью на коллективе разработчиков, конечно, это была партнерская работа со стороны мэрии города, непосредственного участия комитета экономического развития и других структурных подразделений муниципалитета.

версия для печати Рубрика сайта: Город в зеркале СМИ

 

 

 
 
Новости, материалы, информация
 
Календарь материалов
 

«    Апрель 2021    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930 
 
 
Последние новости

22.07.2019

Пенсии по-новому

 

22.07.2019

Их именами названы улицы Магадана: Иван Скуридин и Владимир Солдатенко

 

22.07.2019

Установка детского игрового комплекса, покраска ограждений, влажная уборка и ремонт грунтовых дорог

 

22.07.2019

Индивидуальных авторов, фотожурналистов и блогеров приглашают принять участие в творческом конкурсе Минсельхоза «Моя земля – Россия 2019»

 

22.07.2019

До 18.00 ограничены сегодня для движения Марчеканское шоссе, улицы Марчеканская, Кольцевая, Марчеканский переулок

 
 

Популярные новости недели

  Мэрия информирует   Интернет приемная
 

19.07.2019

Постановление мэрии города Магадана от 18.07.2019 № 2100 «О проведении ремонтных работ для подготовки тепломеханического оборудования и магистральных трубопроводов «Магаданская ТЭЦ» к отопительному периоду 2019-2020 годов»

 

19.07.2019

ПОЛОЖЕНИЕ о проведении открытого городского фестиваля «Воздух»

 

18.07.2019

Внимание! Информация для пользователей земельными участками на территории муниципального образования «Город Магадан»

 

18.07.2019

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГЕКТАР на территории муниципального образования «Город Магадан»

 

18.07.2019

Департамент САТЭК мэрии города Магадана информирует граждан о наличии и возможном предоставлении земельных участков

 
 
С помощью Интернет-приемной вы можете задать любой интересующий вас вопрос мэру города, его заместителям и руководителям структурных подразделений и получить на него ответ.

Обращения, направленные в электронном виде через официальный сайт мэрии города Магадана, поступают в сектор по работе с обращениями граждан и в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" регистрируются в трехдневный срок
 

 

 

 

 

© Мэрия города Магадана 2019 г.

Адрес: 685000. Россия, г.Магадан. ул.Горького, 1.
Телефон:. Единая дежурная диспетчерская служба: (4132) 62-5046, сектор по работе с обращениями граждан: (4132) 62-71-54.

meria@magadangorod.ru

При полном или частичном использовании материалов,  ссылка на официальный интернет-сайт мэрии г.Магадана обязательна

 
О ГОРОДЕ

Общие сведения

История

Городская символика

Устав города

Почетные граждане

Экономика города

 
 
 
 
ГОРОДСКАЯ ВЛАСТЬ

Мэр города

Заместители мэра

Департаменты и управления

Комиссии и советы

Администрации районов города

План работы

О персональных данных